О дисциплинах, преподавателях и нюансах работы в аптеке – в интервью с выпускницей «Фармации»
«Знакомая убедила меня, что точно не прогадаю, если выберу БГМК»
– Когда пришло время определяться, куда буду поступать, я точно понимала, что нигде, кроме медицины, себя не вижу. Мне очень нравится эта область. Но я осознавала всю ответственность работы врачей или фельдшеров. Это меня немного пугало. Начала искать другие варианты и обратила внимание на фармацию. Она тоже требует ответственности, но от фармацевта всё-таки не напрямую зависит жизнь человека.
Среди учреждений образований вариантов было немного. Я точно знала, что хочу в колледж. Витебск был далековато, Могилёв не внушал доверия, и я решила, что буду поступать в Белорусский государственный медицинский колледж в Минске. К тому же там училась моя хорошая знакомая: она меня убедила, что, если выберу БГМК, точно не прогадаю. Да и привлекал срок обучения - всего 1 год и 10 месяцев.
«На практических занятиях подбирали лечение и изготавливали лекарственные препараты»
– Профильные предметы моей специальности – это фармакология, фармацевтическая технология и организация и экономика фармации. Также изучали приближенные к нашей специальности предметы, например, органическую, неорганическую, фармацевтическую химию, фармакогнозию. Хотя её можно отнести и к профильным, потому что запросов «Дайте траву от всех болезней» фармацевту поступает много. Кроме них в программе были общеобразовательные дисциплины: охрана труда, философия, основы права и т. д.
Практические занятия по профильным предметам проходили продуктивно. На фармакологии преподаватель предлагал нам различные варианты ситуаций в аптеке, чтобы мы по пройденному материалу подбирали, скажем так, «лечение». Он просил нас представить, что мы стоим за первым столом и должны что-то посоветовать посетителю.
На фармтехнологии мы изготавливали лекарственные препараты, различные их формы: порошки, растворы, суспензии, суппозитории. У нас было достаточно много субстанций для изготовления, и каждому давался настоящий рецепт, иногда даже копия рецепта от врача. Мы учились делать то, что может понадобиться в реальной работе.
Нормативные документы и всё, что связано с бумажной работой в аптеке, мы изучали на организации и экономике фармации. Наш преподаватель очень ответственно подходил к практическим занятиям: у неё было много примеров рецептов и документов из настоящей аптеки. Мы учились заполнять их по всем правилам. Это очень помогает представить весь процесс и потом, придя на работу, не пугаться и не раздумывать «А как это правильно сделать?».
«По лекциям наших преподавателей нужно писать учебные пособия»
– Мне в БГМК училось достаточно хорошо. Преподаватели профильных дисциплин Анна Владимировна Корожан, Ольга Анатольевна Орлова, Юлия Семёновна Лопатенто – те люди, которые знают толк в том, что преподают. Выделяю именно профильные предметы, так как считаю, что они самые важные в обучении, и ничего плохого про остальных педагогов сказать не хочу.
Большинство из преподавателей работали в фармацевтической сфере, что очень здорово. Некоторые неординарно подходят к обучению, но негативно на нём это не сказывается. Они дают чёткий, структурированный материал без лишней воды.
Я считаю, по их лекциям нужно писать учебные пособия, потому что те, которые есть сейчас, мягко говоря, сложноваты для восприятия. Не знаю, как бы мы учились самостоятельно по этим книгам без лекций наших преподавателей. Ещё раз повторю – их материалы просто бомба. И знаний, чтобы войти в профессию, я получила в полной мере.
Но хотелось бы, чтобы будущих специалистов, особенно тех, кто стремиться работать у первого стола, ещё учили грамотной коммуникации с людьми. Это, как по мне, самая сложная часть нашей работы. Всё-таки аптека – своего рода сфера обслуживания. Люди приходят разные, с разными запросами. Не у всех есть понятие, что к нам они обращаются за помощью, а не просто за покупкой.
«В учёбе главное понимать, что профильные предметы очень важны»
– Будущим первокурсникам пожелаю ответственно и осознанно подойти к выбору медицинской специальности. Это действительно должно нравиться. В учёбе главное понимать, что профильные предметы очень важны и в них действительно нужно разбираться. Поэтому советую не бояться и не расстраиваться по пустякам, а изучать и пробовать. Пересдача – это вообще не проблема. Нужно понимать, что моральное и физическое состояние важнее. Но расслабляться на полную, конечно, не стоит. Научитесь распределять время так, чтобы и молодцом в учёбе быть, и успеть отдохнуть. Тогда студенческие годы станут золотым временем, которое ещё не раз будет вспоминаться.
«Стараюсь расширять свои знания, чтобы давать людям правильные и действенные рекомендации»
– Сейчас я работаю фармацевтом-рецептаром в аптеке пятой категории. В мои обязанности входит отпуск лекарственных препаратов населению, оформление рецептов, заполнение документов, контроль за хранением и сроками годности препаратов, оформление витрин. Радует, что коллектив состоит из двух человек, а с заведующей мы прекрасно сработались.
Мне нравится сфера фармации. Я стараюсь как можно чаще расширять свои знания: хочется разбираться не только в лекарствах, но и в целом в медицине, человеческой физиологии. Тогда ты точно будешь уверен в своих советах и рекомендациях, которые даёшь людям. И не секрет, что это достойно оплачиваемая специальность.
Работа в целом несложная, физически не тяжёлая. Но есть одна трудность – ежедневное общение с людьми, а за смену – у меня 12-часовой рабочий день – бывает 200-500 посетителей. Разговариваешь ты с ними максимум 5 минут, и за это время нужно найти подход к человеку, каким бы он не был, а люди приходят очень разные.
Будущим специалистам желаю удачи. Работа у нас интересная и иногда даже весёлая. Ничего не бойтесь: всегда есть коллеги, которые подскажут и помогут с трудностями.