«Нельзя приготовить лекарство на 3 или 4» – преподаватель Ольга Орлова о мотивации учащихся и личных заповедях преподавателя
В этот раз героиней рубрики «На стыке двух профессий» стала преподаватель фармацевтической технологии Ольга Анатольевна Орлова. Она сама когда-то была учащейся БГМК. Только колледж в то время назывался Минским медицинским училищем № 2. Закончив его с отличием, Ольга Анатольевна продолжила учиться в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова и Витебском государственном медицинском университете.
В практическом здравоохранении Ольга Анатольевна проработала 15 лет. Сначала совмещала это с учебой в педагогическом университете: дежурила в больнице по ночам и выходным. Затем, продолжая работать в медицине, преподавала на курсах повышения квалификации.
«Медицина – это не просто работа, это образ жизни. Всегда колебалась между медициной и педагогикой, поэтому и окончила два ВУЗа, педагогический и медицинский, сейчас получается это сочетать, – делится Ольга Анатольевна. – Никогда не жалела, что пришла в медицинскую сферу. Даже иногда думаю, как сегодня сложно быть немедиком: столько всякого мусора наши люди находят в интернете на медицинские темы. Считаю, что любая медицинская специальность – это лучший выбор для тех, кто небезразличен к людям и их проблемам».
«Первокурсники сразу становятся “моими детьми”»
Ольгу Анатольевну пригласили в колледж в 2011 году, когда открылось отделение «Фармация». Несколько лет она совмещала преподавание с работой в аптеке.
«Сегодня я преподаю фармацевтическую технологию. Этот предмет я не выбирала, он на тот момент был самым первым из специальных, который изучался на первом курсе, – вспоминает педагог. – На начальном этапе приходилось вести и другие предметы, например, “Введение в фармацию”, “Фармакогнозия с элементами ботаники”. Первые полгода я была единственным преподавателем специальных предметов. Очень хорошо помню, как шло становление нашего отделения с нуля и какими были первые выпускники».
Ольга Анатольевна отмечает, что без опыта в практическом здравоохранении было бы намного сложнее преподавать. Сейчас особое внимание уделяется практико-ориентированности обучения, необходимо обращать внимание учащихся на то, с чем в дальнейшем они будут встречаться на работе. Преподаватель на занятиях постоянно разбирает с будущими медиками проблемные ситуации и решает практические задачи.
«Когда дети приходят ко мне на первый курс, сразу становятся “моими детьми”, их изучаешь как личностей. Они все абсолютно разные. Знаю, что первый год в колледже им очень сложно, особенно при изучении моего предмета, ведь раньше ни с чем подобным они не сталкивались. И я очень требовательна, но радует, что потом большинство понимает: сложности необходимы, чтобы легче было вливаться в работу. Не зря говорят, чтобы увидеть радугу, надо пережить дождь», – говорит Ольга Анатольевна.
Самая любимая часть работы преподавателя – понимать, что работал не напрасно, когда видишь результаты труда.
Это для нее и вдохновение – видеть, как дети со школьной скамьи без медицинских знаний вырастают в специалистов, с которыми можно разговаривать на профессиональные темы.
Заповеди преподавателя
У Ольги Анатольевны есть и несколько принципов, которых она придерживается в работе. Их объединяет одно убеждение – любую работу нужно делать качественно.
«Не люблю отметки 3 и 4 категорически. Всегда говорю ребятам, что нельзя приготовить лекарство пациенту на 3 или 4, это просто недопустимо! Поэтому лучше всегда переделать на отлично, чтобы препарат был безопасным и эффективным. Это относится к любому виду деятельности, ведь совсем немногие фармацевты после окончания колледжа занимаются изготовлением лекарственных препаратов», – делится наша собеседница.
«Чем лучше у учащихся получается, тем сильнее их мотивация»
По словам преподавателя, большинство ребят приходят в колледж мотивированными. Встречаются даже те, у кого за плечами уже есть высшее образование. Такие учащиеся точно знают, зачем пришли и, как правило, становятся лидерами, ведут за собой группу.
«Чем больше знаний приобретают ребята, чем лучше у них получается, тем сильнее мотивация, особенно после первой учебной практики в аптеке, – делится наблюдениями Ольга Анатольевна. – Не обходится без страхов и сомнений и это нормально: они говорят об ответственности учащихся. Но и я, и другие преподаватели работали или работают в практическом здравоохранении. Благодаря опыту, мы всегда поможем советом, когда возникают какие-то сомнения».
Преподаватель обращает внимание, что будущим медицинским работникам необходимо понимать, что пациенты встречаются разные, у каждого свои проблемы. Поэтому для работы в здравоохранении нужно набраться терпения, учиться контролировать эмоции, развивать стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение слушать и слышать пациентов.
«Люди доверяют медицинским работникам, в том числе фармацевтам свою жизнь, и у них не должно возникнуть сомнений в том, что они обратились к профессионалу. Поэтому, чтобы стать успешным, придётся всегда учиться и саморазвиваться. Обязательно быть очень ответственным и небезразличным человеком, чтобы оправдать доверие людей. Конечно, это не значит, что нельзя позволить две недели ленивого отдыха на пляже без книги и спорта. Это не приведет к упадку. Но к нему точно приведут равнодушие ко всему новому, рутина в отношениях или нежелание расти внутри профессии. Поэтому – только вперед», – таким напутствием поддерживает учащихся опытный медик и педагог Ольга Анатольевна Орлова.