• Абитуриент 2020
  • -->

Методические материалы

Методические ркоментации по организации и проведению в учреждениях профессионального образования информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина»

Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» (далее – ШАГ) реализуется в целях создания условий для участия обучающихся учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждений профессионального образования), в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества, формирования политической и информационной культуры учащейся молодежи, активной гражданской позиции, готовности участвовать в общественно-политической жизни страны, выполнения гражданских ролей (законопослушного гражданина, избирателя, члена общественных организаций и т.д.).

Основные задачи – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, привлечение молодежи к обсуждению и решению актуальных вопросов, формирование сопричастности к важным государственным событиям.

Реализация информационно-образовательного проекта ориентирована на осмысление учащейся молодежью политики устойчивого экономического и социально-политического развития, позволяющего Республике Беларусь занять достойное место в сообществе других государств; осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология суверенной Беларуси, понимание стратегических ориентиров нашей страны в сфере экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта; формирование у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, уважения к традициям и общественным нормам, терпимого отношения к другой позиции и другому мнению.

Информационно-образовательный проект «ШАГ» проводится с обучающимися учреждений профессионального образования на первом году обучения каждый четвертый четверг месяца.

Ключевая идея. В течение учебного года осуществляется девять тематических шагов - проведение 9 ток-шоу под общим названием «100 ВОПРОСОВ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ», направленных на формирование гражданственности, информационной и политической культуры, активной жизненной позиции будущих рабочих и специалистов.

Тематика ток-шоу разрабатывается Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Учреждениям профессионального образования при подготовке мероприятий следует использовать информационные материалы, размещенные на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» в разделе «Школа Активного Гражданина». При необходимости учреждение образования может дополнять информационные материалы актуальным для конкретного региона содержанием, а также включать вопросы по актуальным направлениям совершенствования системы профессионального образования.

Технология реализации.
Структуру каждого ток-шоу составляют три взаимосвязанных содержательных блока, направленных на формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, информационной и политической культуры, активной жизненной позиции. Данные блоки предполагают последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений учащихся.

Блок 1. «Мы узнаём». Целевая установка – информировать учащихся. В ходе реализации этого блока ведущий ток-шоу (заместитель директора, педагог-организатор, лидер молодежных общественных объединений, ученического самоуправления) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. Рекомендуемое время реализации 5-10 минут.

Блок 2. «Мы размышляем». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов и др.) можно использовать технологию «100 вопросов: события, факты, комментарии». В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы. Возможен вариант онлайн- встречи (при наличии технического обеспечения).
При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации 15-25 минут.

Блок 3. «Мы действуем». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны. Учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации 5-10 минут.

Технология организации и проведения ток-шоу «100 вопросов: события, факты, комментарии»
Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» – мероприятие для учащейся молодежи в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия. Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ... », выбор лучшего вопроса.

«ШАГ»
«Школа Активного Граждангина»
Форма работы Организационные особенности
ШАГ 1 Сентябрь Ток-шоу
«100 ВОПРОСОВ:
СОБЫТИЯ, ФАКТЫ,
КОММЕНТАРИИ»
Гостю (интересной и значимой персоне) задают вопросы по теме дня информирования учащиеся, находящиеся в аудитории. Обязательные атрибуты: мультимедийное освещение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь - ...», выбор лучшего вопроса.
ШАГ 2 Октябрь
ШАГ 3 Ноябрь
ШАГ 4 Декабрь
ШАГ 5 Январь
ШАГ 6 Февраль
ШАГ 7 Март
ШАГ 8 Апрель
ШАГ 9 Май

1. Планирующий этап:

  • определение целей мероприятия (в соответствии с темой информирования учащихся);
  • приглашение определенной персоны.

2. Подготовительный этап:

  • определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
  • информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
  • подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
  • подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ... »; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.

3. Проведение ток-шоу (45 минут):

  • во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) оглашает тему для обсуждения, представляет участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
  • ведущий информирует учащихся в соответствии с заданной темой;
  • участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ... »; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
  • модератор кратко комментирует услышанную информацию, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме;
  • участникам предоставляется возможность задать вопросы, на которые отвечает приглашённый гость (до 20 минут, в зависимости от количества подготовленных учащимися вопросов);
  • в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
  • завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос;
  • осуществляется обратная связь, в ходе которой учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины.

4. Заключительный этап:

  • подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте и других информационных ресурсах учреждения образования, освещение мероприятия в СМИ.

Особенности проведения ток-шоу:

  • обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и доступной для них форме;
  • ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
  • мнения приглашенного лица, педагогов не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;
  • особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.

Ресурсы

Система Orphus
Яндекс.Метрика