Республика Беларусь, 220024, г. Минск, ул. Кижеватова, 60/2
+375 17 212-85-57 (среднее специальное образование)
+375 17 364-28-31 (дополнительное образование взрослых)
+375 17 398-11-95 (телефон горячей линии)
Switch to English
EN

2 апреля ‒ Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма


Аутизм — расстройство, о котором еще недавно мало кто слышал. Что такое аутизм, как корректировать, что нужно учитывать в общении?
Термин аутизм сейчас используется очень редко ‒ в профессиональном сообществе говорят о расстройстве аутистического спектра (РАС). По большому счету, никто не может точно сказать, что это такое. Это не вирус, который можно четко описать и определить. Это множество нарушений в развитии, которые приводят к определенным изменениям. Диагноз может поставить только специалист.
Аутизмом страдают люди с разнообразными особенностями, но всех их объединяет одно ‒ проблемы во взаимодействии с внешним миром.
Раньше в спектр РАС включали такие заболевания, как синдром Аспергера, синдром Ретта, первазивное расстройство развития, синдром Каннера ‒ классический аутизм. В современной классификации эти заболевания разделили на две группы: расстройство социального взаимодействия и расстройство аутистического спектра.
В первую группу ‒ расстройство социального взаимодействия ‒ попали люди с «легким» аутизмом, без ярко выраженных черт. Эти люди, как правило, испытывают трудности в общении: не приветствуют людей, не любят делиться мыслями и эмоциями, с трудом меняют манеру общения в разных ситуациях, редко следуют правилам ведения разговора (плохо умеют перефразировать, соблюдать очередность диалога и т. д.), не всегда понимают двусмысленные высказывания, юмор, метафоры. Они мало участвуют в жизни общества, не стремятся к профессиональному самовыражению и высокой успеваемости. Эти симптомы не связаны с другими психическими и неврологическими расстройствами, не сопровождаются нарушением или задержкой развития.
Ко второй группе ‒ расстройство аутистического спектра ‒ относятся люди с более выраженными особенностями. Они не умеют начинать и поддерживать беседу, не проявляют эмоций, зачастую не могут смотреть в глаза собеседнику, жестикулировать и менять выражение лица, с трудом поддерживают отношения с окружающими, не интересуются сверстниками. Они придерживаются определенных моделей поведения, например, совершают повторяющиеся движения, говорят одними и теми же фразами, настойчиво стремятся к однообразию, зацикливаются на чем-то, следуют определенным ритуалам (вплоть до принятия одной и той же пищи), не терпят перемен, проявляют необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей остановки, не реагируют или, наоборот, слишком живо реагируют на сенсорное воздействие (например, не замечают боли, изменения температуры, обнюхивают и ощупывают предметы, зачарованно наблюдают за светящимися и движущимися объектами). Расстройство аутистического спектра иногда сопровождается умственной отсталостью.
Люди с РАС не только имеют трудности в общении, но и плохо используют окружающий мир. Контакт с внешним миром для них травматичен, поэтому они больше защищаются от него, чем взаимодействуют с ним.
Человек с расстройством аутистического спектра воспринимает мир как избыточный с точки зрения сенсорной информации и учится не столько познавать и использовать его, сколько отгораживаться от его влияния. В результате он развивает навыки, которые позволяют ему игнорировать идущую извне информацию, снижать степень интенсивности поступающих сигналов. Например, он использует для рассматривания объектов периферическое зрение (нeчеткое восприятие oбъeктов) вместо фронтального.
Как скорректировать поведение и развитие?
Лекарств от аутизма нет, есть препараты, их не очень много, которые могут снимать некоторые негативные симптомы, поведенческие проявления; их используют, чтобы ребенок стал более общительным, чтобы с ним можно было заниматься. Например, ряд препаратов применяется при очень высокой агрессии, в том числе аутоагрессии. Чтобы коррекция для адаптации человека в окружающий мир прошла успешно, нужно соблюдать три правила:

  • первое ‒ максимально рано выявлять РАС. Родителей и врачей должно насторожить, если ребенок не получает удовольствие от контакта, избегает его. Он не оживляется от общения с родителями, не улыбается им в ответ, прячется, ему не нравится, когда его качают на руках или коленях, его привлекают не люди, а какие-то предметы, яркие пятна.

Еще один критерий связан с такими понятиями, как разделенное внимание и разделенная деятельность. Обычный ребенок сначала на что-то смотрит, потом указывает на это, а затем наблюдает за реакцией родителей. Если этого не происходит, если ребенок ни на что не указывает пальцем, не привлекает внимания родителей к тому, чем он занимается, ‒ это повод насторожиться. Следующий признак ‒ стереотипные навязчивые движения. Любой ребенок может трясти погремушкой ‒ но обычно это длится недолго, через какое-то время он переключается на что-то другое. А если он трясет погремушкой несколько часов, не отдает ее и не отпускает ‒ это уже тревожный сигнал.
Также обращают внимание на следующие проявления: любит ли ребенок карабкаться по предметам, как по ступенькам, играть в прятки, проявляет ли интерес к другим детям, имитирует ли действия родителей, откликается ли на свое имя, может ли ходить, смотреть в глаза более 1-2 секунд и играть с мелкими игрушками, понимает ли, что говорят другие люди, не проявляет ли сверхчувствительности к звукам.
Ребенка, у которого выявляют хотя бы три подозрительных симптома, стоит показать специалисту;

  • второе ‒ максимально рано начинать коррекционную работу, потому что от этого зависит ее эффективность. Сочетают разные методики ‒ дефектологические (специальная педагогика), нейропсихологические, логопедические;
  • третье ‒ максимально рано включать ребенка в здоровую среду. Ни один даже самый прекрасный педагог или любящий родитель не в состоянии научить ребенка с особенностями вести себя, как обычный человек. Этому можно научиться только от других детей. Часто родители оттягивают момент интеграции в здоровую среду, считают, что ребенка сначала надо «подтянуть». Это ошибочно. Даже когда ребенок с аутизмом еще как будто ничего толком не понимает, плохо ведет себя в кругу обычных детей или сидит в углу и, казалось бы, не обращает ни на кого внимания, он все равно все впитывает и постепенно обучается.

Если начать коррекционную работу в раннем детстве, то выше шансы ребенка на социализацию в будущем.
Однако бывает и так, что аутизм развивается в подростковом или даже в зрелом возрасте, и окружающие не успевают вовремя понять, что происходит и оказать необходимую помощь. Признаки развития аутизма у взрослых нередко путают с сезонной депрессией, просто плохим настроением, вследствие внешних проблем. Как правило, у взрослых людей развивается атипичный аутизм.
Признаки развития аутизма у взрослых:
человек замыкается в себе, перестает откровенно беседовать с близкими;
человек начинает уклоняться от общения, старается пройти мимо знакомых, не поздоровавшись, не поддерживает общие беседы;
избегает контакта «глаза в глаза», его мимика становится беднее, как будто «цепенеет»;
становится пассивным или слишком раздражительным;
забрасывает свои увлечения, интерес к жизни у него падает;
игнорирует события и перемены в собственной жизни, в жизни близких;
у человека исчезает чувство долга, он становится забывчивым и рассеянным. Причем, чувства вины за невыполненные обещания он не испытывает;
человек теряет чувство реального времени;
он перестает стремиться к проведению совместного досуга с близкими, к проведению свободного времени в местах большого скопления людей;  
человеку начинают быть свойственны стереотипные движения, повторения фраз, зачастую заимствованных из фильмов, песен, СМИ;
человек начинает всеми способами уклоняться от вербального общения, бояться его.
Такому человеку необходима помощь психиатра и невролога.
Что нужно учитывать в общении?

  • Людям с аутизмом очень сложно воспринимать все новое. Они могут обучаться, но в приемлемом для себя ритме. Если «вдалбливать» в них знания, ничего, как правило, не выходит. Только то, что человек с РАС сделает по желанию, а не под давлением, станет его собственным опытом, которым он будет пользоваться в дальнейшем.
  • По человеку с РАС зачастую не понятно, слышит ли он и видит ли то, что происходит вокруг. Может сложиться впечатление, что он ничего не воспринимает, но на самом деле это не так — он просто не подает виду.
  • У людей с РАС своя логика — может показаться, что они отвечают наобум. Например, если спросить человека с аутизмом, как его зовут, он может подумать: «Меня никто не звал» — и ответить: «Никто».
  • Заставлять людей с РАС смотреть в глаза не стоит, иначе они вообще не будут ни с кем общаться.
  • Люди с РАС, используя свои возможности, могут приносить профессиональную пользу обществу. Люди с синдромом Аспергера могут иметь высокий интеллект, развитую речь и им легче встраиваться в жизнь общества. Они могут быть невероятно наблюдательными, с отличной памятью, склонны к повторению, любят все упорядочивать.
  • Аутизм ‒ это в какой-то мере отражение нынешнего состояния человечества. Люди, задавленные избыточной информацией, «аутизируются»,все больше уходят в себя, в некие стереотипные действия, которые их защищают. Например, в Японии есть такое явление, как хикикомори: люди, у которых нет психических заболеваний, нет диагностированного аутизма, в какой-то момент (это может случиться в 15 лет, а может в 30) вдруг перестают выходить на улицу, выбирают самоизоляцию как форму существования и в результате оказываются на попечении у родителей. Отчасти такого же порядка явление дауншифтинга, которое было распространено некоторое время назад: люди находили нишу, в которой можно ограничить поток сенсорной информации и жить так, как им хочется. В обоих случаях включается механизм аутоподобного типа адаптации ‒ разобравшись в нем, можно приблизиться к лучшему пониманию современных людей и общества в целом.

По материалам hbr-russia.ru

Ресурсы

Система Orphus
Яндекс.Метрика